Неродной родной Тбилиси


Знаете, обычно я привожу из поездок минимум сувениров – пару открыток и что-нибудь из местной кухни. Исключением стала картина одного из грузинских художников, купленная прошлым летом на вернисаже в Тбилиси - в городе, превратившемся для меня из бывшей советской Родины в место для будущих встреч с собой.



Так уж получилось, что наша семья довольно часто переезжает и много путешествует. И, в отличие от людей, которые мечтают проводить каждый свой отпуск в каком-нибудь новом месте, мы любим возвращаться туда, где уже жили или хотя бы бывали когда-то. Пусть кому-то это и покажется странным. Ну да: на карте мира так много точек, которые можно было бы пометить флажками.  

Ну а мы любим перемещаться не только во времени, но и в пространстве.
Ведь, по большому счету, нет встреч интересней, чем с самим собой в прошлом. И пусть кто угодно скажет, что это бред. Они просто не пробовали. Уверяю, это огромный кайф – вернуться, чтобы побродить по улицам, по которым уже ходил несколько лет назад, встретиться с людьми, которых любил или все еще любишь, многое вспомнить, пережить и переосмыслить. Обычно я бываю очень и очень удивлена, насколько изменились мои горизонты и я сама.    



Тбилиси я покинула в 1994-м, переехав вместе с родителями в Ставрополь. Со временем из памяти стерся грузинский язык, на котором, по свидетельству очевидцев, я неплохо говорила в садике, ну и сами детские воспоминания потускнели и сменились более насыщенными кадрами. Студенчество и юность тут не переплюнешь. Но в про году, когда мне исполнялось тридцать пять, я с радостью вцепилась в возможность посетить родные и при этом незнакомые места.

Мы как раз отдыхали в Ставрополе, а оттуда до Тбилиси буквально рукой подать – всего лишь доехать через Владикавказ до Верхнего Ларса и по Военно-грузинской дороге переправиться через перевал. Внезапно оказалось, что большинство моих знакомых либо уже побывали в Грузии, либо планируют отправиться туда в самом ближайшем будущем. Так, сами того не ведая, мы оказались в центре туристического тренда.


Единственный человек, с кем я хотела вернуться в свой родной город - моя мама, которая прожила там 27 лет, повзрослела, закончила университет, работала, вышла замуж, ну и меня родила. Кто еще мог оживить притупившиеся воспоминания, провести по забытым и незнакомым местам, проиллюстрировав многочисленные рассказы о моем детстве и своей молодости. Впрочем, для меня цель поездки носила не только туристический, но и деловой характер. Надо было получить Свидетельство о рождении - новое, на грузинском языке. Потому что старое, выданное в начале 80-х одним из ЗАГСов города Тбилиси, оказалось невозможно конвертировать в документ, признаваемый в какой-либо стране, не находящейся не территории постсоветского пространства.    



Сразу хочу сказать, что с этой задачей мы успешно справились, и за это в первую очередь стоит благодарить маминых однокурсников, с которыми она все эти годы поддерживала связь и, конечно же, Министерство юстиции Грузии, которое поражает не только своей архитектурной концепцией, но и приветливостью и компетентностью сотрудников и отлаженной работой бюрократического аппарата. И вообще, все время нашей трехдневной поездки, где бы мы ни оказались, меня не покидало ощущение чуда.


Если честно, не хотелось бы сейчас описывать все достопримечательности Тбилиси, которые обязательно надо увидеть своими глазами – этой информации хватает в интернете и туристических брошюрах. Главное - в Тбилиси очень красиво, весело, интересно, вкусно... впрочем, абсолютно каждый побывавший здесь найдет для этого города свои восторженные эпитеты. Но могу сказать с полной уверенностью: современный Тбилиси обязателен к посещению, и точка! Дам лишь один совет тем, кто оегил, что точно поедет: запасайтесь с утра удобной обувью и гуляйте, гуляйте, гуляйте весь день. Чем дальше от туристических троп - тем аутентиченей, красивей, вкуснее, дешеле. Ну а уж вечером вливайтесь в толпу модников и модниц, дефилирующих по «стеклянному» мосту Мира к поющим фонтанам и оседающих в многочисленных кафе, барах, ресторанах, работающих до последнего посетителя.  

  
Знаете, даже спустя год я не решаюсь сравнить Тбилиси ни с одним другим городом мира, в котором так же исторически смешались Восток и Запад, история и современность. Именно этот сногсшибательный, всеми нами любимый микс заряжает воздух непередаваемой энергией и дарит вдохновение. Хочется побывать везде, сфотографировать, зарисовать, записать или хоть как-то запомнить каждый уголок. Недаром в Тбилиси раскрыли и наверняка еще раскроют свои таланты множество художников, писателей, поэтов, режиссеров, актеров и других творческих людей.

Тбилиси оставил в моем сердце ощущение вечного праздника. Я всей душой влюбилась в этот город и искренне горжусь тем, что это – моя Родина. Но, увидев свой старый двор, дорогу, по которой ходила в школу, и много других мест, отпечатавшихся где-то там, за задворках детской памяти, хочу признаться, что ничего, совершенно ничего не всколыхнулось во мне. Впервые пришлось констатировать - никакого путешествия в прошлое не получилось. Время стерло все общее, что могло бы быть между тем одиннадцатилетним ребенком и этой взрослой женщиной.  



Но зато теперь я знаю точно, что теперь на Земном шаре добавилось еще одно место, откуда я уже не смогу уехать навсегда. И пусть моя память слегка все подретуширует, а то и восе переврет, но я рано или поздно обязательно вернусь в Тбилиси, чтобы встретить себя - ту, которой летом 2017 года там было очень, очень хорошо. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Чем накормить мужа, чтобы он стал похож на грека

Хочу шашлыков!