Люблю #3

Я люблю Швецию за то, что здесь я осуществила свою давнюю мечту - села, наконец, за руль и за два с половиной года наездила почти 60 тысяч километров.

А тут давече муниципалитет порадовал неожиданным подарком – в почтовый ящик положили сорок билетов на электрический автобус, новинку нашего городка. Минувшей весной, когда я проходила практику в экономическом департаменте муниципалитета, нам рассказывали, что одной из приоритетных задач города является «разгрузить трафик». А если уж шведское административное образование взялось осваивать налоговый бюждет по придуманной им же самим статье, будьте уверены, что все будет сделано с фанатизмом и до конца.




























Я, заметьте, даже не спрашиваю, где местные политики тута увидели «трафик». OK
равномерный поток машин наблюдается на основных улицах два раза в сутки - когда взрослые развозят детей по школам и когда собирают обратно. В остальное время дорога если не пустая, то вполне спокойная, а утром в воскресенье вообще пол города можно проехать, никого не встретив.

Но вот с общественным транспортом было всегда туго: несколько (реально мало, типа одной или трех) городских линий и несколько междугородних автобусов, которые тоже могут подвезти если что. В принципе, центральную часть нашего 18-тысячного города можно осмотреть минут за десять, а за час пройти из одного конца в другой. Но это если хочется прогуляться, а в школу - на работу - в магазин - на спорт и обратно не набегаешься ведь. Безколесные граждане спасаются обычно велосипедами в любое время дня, года и при любой погоде (да-да, и ночью в гололед тоже).

Только, пожалуйста, не говорите, что у нас вообще деревня или даже хутор, я обижусь, как и любой местный житель. Потому что Вэрнаму обладает многими признаками самого настоящего города, и со временем я обо всех, конечно, расскажу. И вот теперь у нас появились новые, «энергосберегающие» автобусы.



Детям в школе, видимо, активно аннонсировали муниципальное нововведение, потому что они каждый раз жутко радуются, если встречают такой на улице, и очень мечтают, наконец, покататься. А тут такая удача, да еще и ”gratis(!!!)”, то бишь бесплатно; три восклицательных знака символизируют экстаз, в который каждый швед впадает, услышав или прочитав это слово.   

Теперь по возможности складно и близко в тексту переведу остальные слова из брошюры.

«Потрать энергию на другое.

Аргументов «за» то, чтобы пересесть на автобус, может быть много. Например, это хорошо для окружающей среды (а еще лучше, если источником энергии является электричество). Это полезно для здоровья, ведь доказано, что те, кто пользуется общественным транспортом, двигаются больше, чем те, кто предпочитает автомобиль. И, что немаловажно, это чаще всего приятно для кошелька. К тому же, можно потратить силы на что-то повеселей, чем необходимость следить за дорогой.

Начиная со 2го сентября, по улицам Вэрнаму колесит первый в мире городской общественный транспорт, полностью оснащенный гибридным электродвигателем. Но того, что мы первые в мире, недостаточно. Автобусы очень тихие, выбрасывают на 90% меньше углекислого газа и тратят на 60% меньше энергии чем автобусы с дизельным двигателем. Но, возможно, самое лучшее в них то, что ты можешь попробовать прокатиться совершенно бесплатно и на себе прочувствовать все аргументы «за» пользование общественным транспортом?»  

В общем, автобусы ходят каждые пол часа с 05 до 22 по будням, и «иногда даже по выходным», узнать подробные маршруты и расписание можно на сайте или с помощью приложения, потратить подаренные билеты надо до 30 ноября. Как гражданин, я очень поддерживаю такие полезные для всех меры, которые, без сомнения, облегчат жизнь тем, у кого пока еще нет машины или прав – например, школьникам и вновьприбывшим товарищам. Но вот как поэта меня гложут кое-какие сомнения.

Мне кажется, что преимущество жизни в маленьких тихих городах именно в том, что ты можешь любым, пусть самым ранним и непогожим утром, уронить тушку в теплую машину, врубить любимую музыку и, прямо из гаража, попивая кофе, поехать без стресса куда нужно. Никаких пробок, недорогой или вовсе бесплатный паркинг, и особо «концентрироваться на трафике» не приходится. 

Шведские водители преимущественно дисциплинированные: соблюдают дистанцию, не подрезают, пропускают, машут, если пропускаешь их, не сигналят и точно не орут, даже если тупишь как баран (я, помнится, в начале своей водительской карьеры выехала на круг против движения, и вся улица терпеливо ждала, пока я хоть как-нибудь решу эту ситуацию, хотя единственно верным решением мне казалось бросить машину и сбежать. И это даже не в нашем пиндюрочном городке, а в самом что ни на есть районном центре).

Короче, пользоваться личным авто здесь исключительно приятно и не любить это невозможно. А вот что, кроме крайней необходимости, может заставить меня пересесть на городской автобус, даже и не знаю. Ну уж точно не сорок халявных билетов.  

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Чем накормить мужа, чтобы он стал похож на грека

Неродной родной Тбилиси

Хочу шашлыков!